8-800-7000-400
15.03.2022

Одна из наиболее эффективных форм генподряда - ЕРС-контракты (от англ. engineering, procurement and construction), когда генподрядчик берет на себя комплекс работ по инжинирингу, снабжению и строительству, начала использоваться порядка 20 лет назад и с каждым годом все активнее применяется на российском рынке. В чем выгода заключения ЕРС-контрактов как для заказчика, так и для генподрядчика – разбираемся в экспертном мнении руководителя проектов офиса «Инженерные системы» компании УГМК-Телеком Никиты Конорюкова.

По словам Никиты Конорюкова, классическая модель, применяемая в «нулевые» для сокращения издержек, когда проект от инжиниринга до строительства и запуска отторговывали разным подрядчикам небольшими частями и по минимальной стоимости – себя изжила. В конечном итоге за общую картину не отвечал никто, кроме самого заказчика. Другая модель, когда заказчик нанимал узкопрофильных специалистов и создавал собственный центр компетенций, оказалась экономически невыгодной, поскольку такие сотрудники задействовались частично, на небольшой срок.

«Большую популярность приобретает комплексный подход. Гораздо проще сформировать техзадание для генподрядчика, чтобы тот взял на себя функцию технического заказчика и сам подготовил проектную документацию. Выигрывают обе стороны: для заказчика это экономия финансов, поскольку добросовестный генподрядчик уже содержит штат высококвалифицированных специалистов, которых не придётся дублировать. А для генподрядчика – это экономия времени и минимизация риска срыва сроков строительства», – поясняет Никита Конорюков.

Как показывает практика, с применением классической модели заключения контракта нередко возникает ситуация, когда исполнитель сталкивается с некачественно разработанной проектной документацией. Корректировка документации увеличивает сроки строительства и происходит удорожание проекта.

«Время в строительстве – это всегда деньги. Что такое день простоя техники? Упущенная выгода и убытки. В строительстве графики работ не соблюдаются, наверное, в 90% случаев. Статистика удручающая. В этом обычно обвиняют строителя, но, как правило, виноваты обе стороны. Заключение ЕРС-контрактов позволяет генподрядчику самостоятельно контролировать качество проектной документации и тем самым, обеспечивать соблюдение плана работ», – отмечает эксперт.

По словам Никиты Конорюкова, в практике встречаются примеры, когда разработку рабочей документации проектным институтом курирует специалист заказчика., руководствуясь следующей логикой: «Я приму документацию "как есть", поскольку сроки горят и нужно закрывать задачу перед руководством, а все риски связанные с её качеством переложу на генподрядчика, обозначив жесткие условия тендера. Кто готов взять на себя эти риски, тот допускается до торгов». У заказчика изначально складывается иллюзия возможности переложить риски некачественной проектной документации на генподрядчика. Это заблуждение, так как впоследствии на строителя можно будет наложить в лучшем случае штрафы. Это никак не спасет проект от срыва сроков сдачи в эксплуатацию.

Когда генподрядчик берет на себя функцию техзаказчика он экономит порядка 20-30% времени, которое расходуется на внесение изменений в проектно-сметную документацию.

«С EPC-контрактами мы попадаем в те самые 10% строительных проектов, которые не сдвигаются по срокам. – добавляет Никита Конорюков. – Сегодня наша стратегическая цель как генподрядчика – это выступать в роли технического заказчика. Подключаться к проекту на ранней стадии. Брать разработку документации на себя. Когда вся ответственность будет заключена в одних заинтересованных руках, генподрядчик может более гибко отвечать на вызовы, с которыми сталкивается ежедневно».

Разберем на конкретном примере. Строитель закупает автоматику у зарубежного вендора, но по каким-то причинам поставки приостановлены. Если компания выступает исключительно в роли генподрядчика, а в проекте прописано, что на объекте должно стоять оборудование только данного производителя, это усложняет процесс принятий решений, так как отнимает много времени на переговоры и согласование нового поставщика.

Если же зона ответственности генподрядчика шире, и он является техническим заказчиком, вопрос с конкретным производителем автоматики вторичен. Он, конечно, также обсуждается с заказчиком, но есть возможность гораздо более оперативно, под ответственность генподрядчика, найти альтернативу и произвести замену поставщика. На выходе заказчик получит проект с заданным уровнем автоматики. Пусть и на другом вендоре, но точно в срок.

«Стоит отметить, что ЕРС-контракты заключаются только в том случае, когда заказчик уверен в генподрядчике. Мы столкнулись с тем, что на одном из объектов проектная документация была выполнена не качественною. Вместо замечаний в адрес заказчика и проектного института мы давали сразу решения на согласование. Это шло вразрез с договором и требовало от нас дополнительных затрат, но дало возможность не останавливать строительный процесс. После такой успешной практики заказчик предложил нам заключить EPC-контракт на следующий свой проект», – резюмирует Никита Конорюков.


Вернуться к списку новостей



Оставить заявку

Пожалуйста, заполните поля ниже и мы свяжемся с вами в самое ближайшее время.
* — поля со звёздочкой обязательны для заполнения.